Основы православной веры

 

Проект «Основы православной веры» является интерактивной образовательной программой в Telegram-канале прихода Храм 40 мучеников Севастийских г. Сочи В группе публикуются статьи на темы воцерковления и катехизации (дублируются на сайте прихода). Участники могут отправлять свои отзывы, пожелания и насущные вопросы для следующих материалов проекта, личным сообщением, редактору: +7 (918) 901-65-86.   Для участия в проекте вступите в Telegram-канал прихода по ссылке: https://t.me/+KT2WNRKqev8yNmZi или QR коду

 

 

 

 

 

 

 

____________________

 

26.04.2023

 

Поступил вопрос в проект «Основы православной веры»:

В храм пришла несколько лет назад – воцерковляюсь: много читаю, молюсь, исповедуюсь, причащаюсь. Как более укрепиться в своей вере? Как пробудить веру у своих домочадцев и желание у них идти в храм?

Ответ:

Для воцерковления можно использовать Алфавитный раздел портала Азбуки веры https://azbyka.ru/dictionary — здесь можно быстро найти необходимое ключевое слово и ознакомится с этим термином, прочитав подборку тематических публикаций.

Например:

Вера https://azbyka.ru/vera . В этом же разделе — Как обрести веру? https://azbyka.ru/way/kak-obresti-veru/

Здесь можно найти рекомендации не только воцерковленным, но и тем, кто еще не обрел истинную веру, например в разделе «Мой путь к Богу» https://azbyka.ru/way/ приведены реальные рассказы людей как они пришли к Богу.

Так же и художественные православные книги https://azbyka.ru/fiction/ могут пробудить в человеке потаенную веру в Бога и сподвигнуть его изменить свою жизнь.

Предлагаем послушать популярную аудиокнигу Александра Торика «Флавиан»  https://www.youtube.com/watch?v=3Q824TZ1e9E

 

Благодарим участников проекта «Основы православной веры», ждем новых вопросов и заявок на интересующие вас темы. Сообщение можно отправить редактору проекта: +7 (918) 901-65-86 или написать в чат прихода Telegram-канал: https://t.me/+KT2WNRKqev8yNmZi

Все публикации «Основы православной веры» смотрите на сайте прихода //sevastija.cerkov.ru/osnovy-pravoslavnoj-very/

 

14.04.2023

 

Основы православной веры.

Православное аудио: Песнопения Святой Пасхи в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).

Воскресения день, просветимся, людие; Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Христос воскресе из мертвых…

https://azbyka.ru/audio/pasha-krasnaja-pesnopenija-svjatoj-pashi.html

 

Все публикации «Основы православной веры» смотрите на сайте прихода //sevastija.cerkov.ru/osnovy-pravoslavnoj-very/

 

 

 

 

 

05.04.2023

 

Основы православной веры.

Православное аудио: Великий пост и Страстная седмица, в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.

Объятия Отча, Се, Жених грядет в полунощи, На реках Вавилонских, Непроходимое волнящееся море, Чертог Твой, Помощник и Покровитель, Душе моя и др.

https://azbyka.ru/audio/velikij-post-i-strastnaja-sedmica.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

08.03.2023

 

Поступил вопрос в проект «Основы православной веры»:

Начался Великий пост, но по объективным причинам не получается посещать храм и поститься. Что делать, чтобы не мучала совесть и как правильно при этом поступать?

Ответ:

Предлагаем посмотреть проповедь прот. Константина Пархоменко https://www.youtube.com/watch?v=O0nHrfTyA_o , которая поможет понять важное и второстепенное (и вредоносное) в духовной жизни христианина.

Вот некоторые тезисы:

Заповеди даны «на вырост» нашей душе.

Богообщение — это искренняя молитва человека, обращенная Богу.

Пост, это испытание себя — независимость от материального пищи, развлечений, обыденных желаний и привычек…

 

Благодарим участников проекта «Основы православной веры», ждем новых вопросов и заявок на интересующие вас темы. Сообщение можно отправить редактору проекта: +7 (918) 901-65-86 или написать в чат прихода Telegram-канал: https://t.me/+KT2WNRKqev8yNmZi

Все публикации «Основы православной веры» смотрите на сайте прихода //sevastija.cerkov.ru/osnovy-pravoslavnoj-very/

 

 

01.03.2023

 

 

Поступил вопрос в проект «Основы православной веры»:

Что будет, если просто ходить в Церковь, но при этом не меняться внутренне?

 

Ответ читайте в статье «7 отговорок тех, кто не хочет меняться»:

…Христианская духовная жизнь похожа на лестницу, по которой мы поднимаемся вверх шаг за шагом. Не так уж велик каждый шаг, но, не сделав его, мы остаемся на месте, а затем катимся вниз.

Когда мы впадаем в самодовольство и перестаем делать усилия, — это отражается и на наших словах. Вот несколько расхожих в церковной среде изречений, которые об этом свидетельствуют:

«Я человек мирской», — в переводе: «Хоть я и считаю себя православным, но духовной жизнью жить не собираюсь».

«Это для меня слишком высокая задача, мы ведь люди немощные», — то есть: «Не для того я пришел (пришла) в храм, чтобы напрягаться».

«Грешный я человек!», — что означает: «Понимаю, что живу плохо, но что-либо менять пока не хочу».

«Нас не научили». — «Что я, сам должен учиться?»

Продолжение читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/tserkov-eto-sobranie-a-ne-klub/

 

09.02.2023

 

Поступил вопрос в проект «Основы православной веры»:

Как спастись в нашем неспокойном мире и пребывать с Богом?

 

Ответ:

Святоотеческий опыт предлагает много советов исходя из ситуации, и несмотря на то что они были даны многие столетия назад, остаются всегда актуальными.

Например, Иоанн Златоуст в одной из бесед о покаяние пишет:

«Как сеятелям нет никакой пользы, когда они бросают семена при дороге, так и нам нет никакой пользы от того, что именуемся христианами, если не оправдываем наименования соответствующими делами. Если желаете, представлю вам достоверного свидетеля (этому), брата Божия, Иакова, который говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак.2:20). Итак, всюду необходимо упражнение в (добрых) делах, а без него и наименование христианином не может принести нам пользы.» Читайте далее…   https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_pokajanii/#0_9

Слушайте аудио «Путь ко спасению в современном мире» иеромонах Серафим (Роуз) https://azbyka.ru/audio/put-ko-spaseniyu-v-sovremennom-mire.html

 

01.03.2023

 

Основы православной веры.

 

Поступил вопрос для проекта «Основы православной веры»: В Законе Божьем про поклоны написано: есть поклон  поясной, земной и преклонение головы. Люди касаются во время службы рукой пола. Хотелось бы узнать, почему, и вообще про поклоны, когда какой делать и как правильно?

 

На первый вопрос отвечает протоиерей Вячеслав Брегеда: У нас в храмах часто возникают разные «псевдо-благочестивые» традиции. Например, поклоны, при которых касаются правой рукой пола. Видимо это пошло от объяснения из книг о самом поклоне, т.е. наклон тела должен быть таким, чтобы рука могла коснуться пола. Но не в прямом действии, а лишь как пример (можно потренироваться дома), но в храме это делать не нужно. — Когда я был иподьяконом у митрополита Питирима (Нечаева), как – то так я тоже стал кланяться, касаясь рукой правой. Он мне запретил: — Говорит, зачем ты так делаешь? Это не нужно. Если ты хочешь просто поясной поклон: — Делай поясной! Хочешь сделать земной поклон: — Просто делай земной, а излишние действия, они ни к чему. Так что такие излишества, которые возникают в церковной жизни,  нам не нужны, и от этого надо отходить.

 

Второй ответ на вопрос про поклоны «…когда какой делать и как правильно», читайте на портале Азбука веры: «Устав о поклонах и крестном знамении за богослужением для мирян и неслужащего духовенства» https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/pravoslavnyj-molitvoslov-na-dni-velikogo-posta/8

 

Вникая в правила церковного благочестия, возникает необходимость изучения смысла и текста богослужений, которое поможет новоначальному быстрее освоить основы православной веры.
Стараемся изучать правила и по возможности их выполнять. Не осуждать и не укорять тех, кто не знает, если уместно, то поделиться своими знаниями. Не забывать, что из всех правил бывают исключения, например, если в храме много народа, лучше не сделать земной поклон, чтобы не расталкивать рядом стоящих людей.

 

Видео как правильно делать поклоны https://yandex.ru/video/preview/10399696620217348656

 

Благодарим участников проекта «Основы православной веры», ждем новых вопросов и заявок на интересующие вас темы. Сообщение можно отправить редактору проекта: +7 (918) 901-65-86 или написать в чат прихода Telegram-канал: https://t.me/+KT2WNRKqev8yNmZi

 

25.01.2023

 

Основы православной веры.

 

О главных христианских добродетелях и гордости. Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1:26), предопределен для вечного блаженства и в земной жизни призван к живому, непосредственному богообщению. Все люди без исключения, должны были бы идти этим путем, но, к сожалению, этот путь, оказывается, доступен не для всех. Какая же причина мешает людям иметь живое общение с Господом и наслаждаться утешениями неизреченными? Основная причина тому – похоть очес и гордость житейская. Гордым Господь противится и только смиренным дает благодать. Но истинно смиренных людей, которые живут по воле Божией, а не по своей воле, теперь мало. Большинство людей не прислушиваются к голосу Божию в сердце своем, а из тех, кто пытается прислушиваться, многие не понимают его и живут по своей воле, следуя голосу страсти. Поэтому спасение людей теперь совершается в основном болезнями и скорбями. Если человек добровольно не хочет смириться и жить по воле Божией, то он как бы принудительно смиряется через страдания. В этом проявляется милосердие и человеколюбие Божие.

Схиигумен Савва (Остапенко) «Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости»

Читать книгуhttps://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/semena-satany-i-ljubov-hristova-o-glavnyh-hristianskih-dobrodeteljah-i-gordosti

Слушать аудио: https://azbyka.ru/audio/semena-satany-i-lyubov-xristova-sxiigumen-savva-ostapenko.html

 

18.01.2023

 

Основы православной веры.

 

Как узнать волю Божию.

Вопрос познания воли Божественной вечен как для православных христиан, так и для любого человека, живущего на земле. Он одинаково актуален во все времена и на любом этапе духовного развития каждого из нас. Да наверное это — вообще самый важный вопрос для всего человечества. Но для одних это — молитвенное предстояние пред Господом, для других — духовный поиск, для третьих, к сожалению, блуждание впотьмах. К числу последних относятся люди, чьё стремление узнать о себе волю Божию находится за гранью дозволенного Господом. Как же узнать Божественную волю о себе? И как, узнав, исполнить ее? Что мешает нам в исполнении воли Божией? На эти вопросы и пытается ответить автор книги, православный священник.

Протоиерей Андрей Овчинников «Как узнать волю Божию»

Читать книгу: https://azbyka.ru/kak-uznat-volyu-bozhiyu

Слушать аудио: https://azbyka.ru/audio/kak-uznat-volju-bozhiju-protoierej-andrej-ovchinnikov.html

 

11.01.2023

 

Основы православной веры.

 

Четыре составляющих духовной жизни. Святой Феофан Затворник писал своей духовной дочери: «Вы совершенно верно определили для себя основную цель жизни – соответствовать высокому достоинству человека. Для этого вовсе не обязательно (во всяком случае, чаще всего) кардинально менять внешнюю сторону своей жизни, основные изменения касаются сокровенной духовной жизни человека. Обычно можно по-прежнему работать в том же месте, не разрывать общения с друзьями, интересоваться теми же предметами, что и прежде. Только все это наполнится иным содержанием, все это будет важно не само по себе, теперь человек через все это будет восходить к Богу». Святые всех веков христианской эры утверждают: если вы хотите начать духовную жизнь, то должны помнить о четырех ее составляющих и продвигаться во всех четырех направлениях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре составляющие духовного пути суть:

  • чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным,
  • участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии,
  • индивидуальная молитва,
  • доброделание.

Подробнее читайте в статье «Четыре составляющих духовной жизни» https://azbyka.ru/chetyre-sostavlyayushhix-duxovnoj-zhizni

 

04.01.2023

 

Основы православной веры.

 

Основы духовной жизни.

Можно полагать, что причина неуспеха большинства людей в духовной жизни — это неумение перейти от благочестивых рассуждений к практическим действиям, к ежедневной, ежесекундной работе над своей душой. Духовная жизнь — все равно, что борьба, война. В ней есть свои приемы, стратегия, термины, тактика. Борьба увлекательная и опасная, ведь боремся-то не на жизнь, а на смерть. Чтобы победить — надо безошибочно овладеть святоотеческой терминологией, выучиться приемам борьбы со страстями, разработать стратегию очищения сердца. Поначалу такое занятие может показаться скучным, трудным и бесплодным, но по мере преодоления этого вражеского искушения, вместе с очищением сердца, по слову Христа (Мф.5:8), приходит блаженство — и становится понятно за что борешься.

Митр. Антоний Сурожский. Что такое духовная жизнь. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/put-podviga/#0_1 Митр. Антоний Сурожский. Воспитание сердца. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/put-podviga/#0_7

Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». Текст: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja/ Аудиокнига: https://www.youtube.com/watch?v=FJZHonPg2yw

Святитель Филарет Московский (Дроздов) Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Текст:  https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/

Аудиокнига: https://azbyka.ru/audio/vo-chto-my-veruem-pravoslavnyj-katehizis.html

 

28.12.2022

 

Основы православной веры.

 

Церковь — это реальность, которой человек всецело живет, которую сам являет. Если человек просто «ходит» в Церковь, а не ощущает всей душой, что он и есть Церковь, член Тела Христова, — то здесь есть некая неполнота, недостаточность духовной жизни. Из любви к Богу и ближнему — любви деятельной и живой — строится вся наша христианская жизнь. Помимо Таинств и молитвы, каждому важно найти то реальное дело, которым он будет прославлять Бога и служить ближним.

Игумен Петр (Мещеринов) «Заключительная беседа»

Текст: https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_16

Видео Игумен Петр (Мещеринов) О подлинной и мнимой церковности: https://www.youtube.com/watch?v=mP68yXMSBzY&list=PL3FkPGMPJaLLaKPdp5ZlxCdcDGIzN7fkY&index=10

Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодёжи https://azbyka.ru/katehizacija/missiya-katexizaciya-i-religioznoe-obrazovanie-sredi-sovremennoj-molodyozhi.shtml

 

21.12.2022

 

Основы православной веры.

 

История Православной Церкви.

История Православной Церкви – это не просто случайная цепь событий, а непрекращающееся действие Святого Духа, воплощение Божьего Промысла. Она соткана из жизней миллионов свидетелей Христовых – святых, мучеников, благочестивых мирян. История Православной Церкви – лучшее средство для укрепления слабых в вере и обращения к Православию тех, кто от него уклонился. Мало кто из тех, кто подробно и добросовестно изучил ее, не стал ревностным православным. Огромное количество древних ее документов неумолимо свидетельствуют об истине Православия.

Асмус В.В. История Церкви https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus/istorija-tserkvi/

Александр Шмеман — Исторический путь православия:

Ч.1 https://www.youtube.com/watch?v=VnyuAnlVT9Y

Ч.2 https://www.youtube.com/watch?v=1l2mqaOV9sI

 

 

 

14.12.2022

 

Основы православной веры.

 

Православие есть истинная вера. Православие — религия, содержащая полноту Истины, Которая есть Христос (Ин.14:6). В других религиях может содержаться какая-то доля Истины, но в искаженном виде. Нам необходимо это понимать, и, следуя заповедям Господним, с любовью и уважением относиться к представителям иных религий как к личностям, но с непринятием того, что они исповедуют. А потому, наша любовь будет проявляться, в том числе, в попытках освободить человека от его заблуждения, явить ему полноту Истины. Для этого же требуется самому ей обладать и являть ее не столько словом, сколько своей жизнью.

Олег Стеняев. Почему именно Православие есть истинная вера https://www.youtube.com/watch?v=MVjGslx6mFc

Православное христианство как истинная религия  https://azbyka.ru/shemy/pravoslavie.shtml

 

 

07.12.2022

 

Основы православной веры.

 

Таинство Елеосвящения (Соборование).

Телесное здоровье человека – это дар Божий, поэтому его нужно беречь и заботиться, но не превращать в самоцель, а с христианской точки зрения, для того чтобы быть бодрым и сильным членом Церкви. Церковь через Таинство Елеосвящения призывает на верующего Божию благодать, которая исцеляет душевные и телесные болезни. К таинству следует прибегать в случае необходимости, а не вместо обычного лечения медицинскими средствами. Если исцеление не наступает, это свидетельствует об особом Промысле, и тогда человеку необходимо смириться и предать себя в Руки Божии.

Игумен Петр (Мещеринов). «О таинстве Елеосвящения» https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_15

 

 

 

 

30.11.2022

 

Основы православной веры.

 

О семье и воспитании детей. Дети в христианском браке — не собственность родителей — дети принадлежат Христу, и важная задача для родителей — воспитать детей по образу и подобию Христа. Только в атмосфере семьи как домашней Церкви, в атмосфере любви к Богу и ближним, веры и искренней молитвы  — тогда церковность становится внутренней, а не внешней. Еще одна важная задача родителей — воспитать детей достойными членами современного общества: культурными, интеллектуальными, мужественными, готовыми противостоять современной антихристианской псевдокультуре, быть «солью земли» (Мф. 5:13) и нести в мир Свет Христов.

Игумен Петр (Мещеринов)О семье и воспитании детей https://www.youtube.com/watch?v=A1nTbewNSlY

 

 

 

 

23.11.2022

 

Основы православной веры.

Таинство Брака. Брак — это естественный союз мужчины и женщины; христианским его делает то, что в естественную жизнь семьи привносится благодать Святого Духа. Тогда этот союз из просто природного, становится союзом по образу Христа и Церкви, то есть созиданием семьи в любви Христовой, возрастанием ее в благодати Божией в единстве духа, души и тела. Церковный брак есть творческое поприще, задание, школа христианской жизни для воплощения в семье Евангелия…

Игумен Петр (Мещеринов). «О таинстве Брака».

Текст: https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_14

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=_YIF4_yOkag&list=PLQ3E76PWBM5lHMr3j3DFf6iBdZr2DONuT&index=11

 

16.11.2022

 

Основы православной веры. Таинство причащения (Евхаристии). Евхаристия есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это установленное лично Богом Таинство единения с Ним сводит в единый центр всё, что происходит в Церкви, все догматы веры, всю человеческую жизнь – и не только духовную. Только ради совершения Евхаристии строятся храмы, пишутся иконы, шьются священные облачения, изготавливается церковная утварь, из нее и для нее образовались все церковные чинопоследования.

Игумен Петр (Мещеринов). «О таинстве Евхаристии» https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_12

 

 

11.11.2022

Основы православной веры.

Таинство Покаяния (Исповедь).

Таинство, в котором верующий при исповедании своих грехов пред священником получает через него невидимое разрешение грехов от Иисуса Христа и воссоединяется с Церковью. При этом важно разделять внутренний акт покаяния перед Богом и чинопоследование таинства — это две разные, но одинаково необходимые в покаянном делании стороны. Покаяние «в душе» не даст прощения грехов и соединения с Церковью, формальное же участие в Исповеди без внутренней «подготовки» сделает это Таинство недействительным.

Игумен Петр (Мещеринов) — О Таинстве Покаяния и исповеди:

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=8QGgZ1TxS8A&list=PLQ3E76PWBM5lHMr3j3DFf6iBdZr2DONuT&index=10

Текст: https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_11

 

 

08.11.2022

 

Основы православной веры.

Православная антропология.

Пришло время поговорить о том, почему мы с Вами такие какие есть и какие мы на самом деле. Можно сказать, что мы «состоим» из физической оболочки, нематериальной души, и того, что наполняет нашу душу. За всю историю существования человечества накопилось немало доказательств существования души, которая живет и после смерти физического тела, и «чего-то», что привнесено в нас Высшим — совести, религиозности и др.

Игум. Петр (Мещеринов) — Православная антропология:

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=IxIh1pah3ZI&list=PLQ3E76PWBM5lHMr3j3DFf6iBdZr2DONuT&index=2

Текст: https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_2

 

11.11.2022

 

Основы православной веры Таинства Церкви. Таинство Священства Из признаков принадлежности Церкви рассмотрим еще вероучительное подчинение православному апостольскому священноначалию, т.е. поговорим о Таинстве Священства. Оно, как и Крещение, неповторяемо. Можно сказать, что Таинство Священства образует «каркас» Церкви, — благодаря ему, из века в век появляются предстоятели, имеющие исключительное право совершать таинства.

Игумен Петр (Мещеринов) — О Таинстве Священства

Часть 1. https://www.youtube.com/watch?v=mNRjAlTTwrw&list=PLQ3E76PWBM5lHMr3j3DFf6iBdZr2DONuT&index=7

Часть 2. https://www.youtube.com/watch?v=HyHWaZvWK9E&list=PLQ3E76PWBM5lHMr3j3DFf6iBdZr2DONuT&index=8

Текст: https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_8

 

01.11.2022

 

Основы православной веры. Таинства Церкви. Крещение и Миропомазание. Следующий пункт принадлежности к Церкви после исповедания Православной веры и соблюдения Закона Божия — это участие в Таинствах. Хотя в храме мы можем видеть много священнодействий, не все из них считаются Таинствами (подробнее… https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_7 ). Начнем разговор с основных, церковнообразующих Таинств. Они неповторяемы, то есть могут совершаться в жизни человека только один раз. Все люди вступают в Церковь Таинствами Крещения и Миропомазания, которые в Православной Церкви совершают единожды, непосредственно друг за другом.

Игумен Петр (Мещеринов) — О Таинстве Крещения и Миропомазания

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=7OZ41FINqCo&list=PLQ3E76PWBM5lHMr3j3DFf6iBdZr2DONuT&index=9

Текст: https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_10

 

28.10.2022

 

Основы православной веры.

Основы православного вероучения. Заповеди Божии.

Одним из важных признаков пребывания человека в Церкви, кроме православного вероисповедания, является соблюдение заповедей или Закона Божия. В первую очередь, под ними принято понимать 10 заповедей, данных Богом Отцом пророку Моисею на горе Синай, и 9 «заповедей блаженств» https://azbyka.ru/zapovedi-bozhii из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, заповедью можно считать почти любое высказывание или действие Господа. Однако Сам же Он говорит, что всё сводится к двум заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» Мф.22:37-40.

Аудио. Святитель Николай Сербский:

Изъяснение десяти заповедей, данных Моисеюhttps://azbyka.ru/audio/izyasnenie-desyati-zapovedej-dannyx-moiseyu.html

Райская пирамида. Толкование заповедей блаженствhttps://azbyka.ru/audio/rajskaja-piramida-tolkovanie-zapovedej-blazhenstv-svjatitel-nikolaj-serbskij.html

 

25.10.2022

 

Основы православной веры.

Основы православного вероучения. Символ Веры.

Святые отцы справедливо утверждают: «Став христианином, не должно оставаться в неведении о содержании своей веры, ибо достойно горького рыдания зрелище – христианин, не знающий в чём состоит христианство!» (свт. Игнатий Брянчанинов). Православная Церковь в лице Вселенских Соборов, то есть собрания посланников православных христиан со всех концов света, утвердила в кратких, но точных словах содержание учения, в которое веруют христиане – Символ Веры. Символ Веры – это торжественное исповедание христианских догматов, которое читается или поется во время Литургии, перед началом Евхаристического канона. Первое слово этого священного текста, «Верую», связано с каждым последующим членом Символа и придает этому изъявлению общей веры христианского народа характер личного участия и личной ответственности.

Подробно о Символе Веры читайте на портале Азбука веры https://azbyka.ru/simvol_very

 

21.10.2022

 

Основы православной веры.

Святоотеческое наследие.

За многие годы церковной жизни православные подвижники на собственном опыте духовной жизни выявили, осмыслили и описали основные законы духовной жизни, а также разработали развитый и глубокий аскетический аппарат, призванный помочь православным христианам правильно построить собственную духовную жизнь — поэтому мы изучаем святоотеческое наследие. Но отношение к этому наследию должно быть осторожным и ответственным. Важно помнить, что каждый святой (https://azbyka.ru/svyatye-otcy) писал о своей личной жизни во Христе, и бездумно копировать внешние формы его жизни на себя было бы неправильным. Гораздо важнее почувствовать и принять дух подвижника и, руководствуясь им, строить свою христианскую жизнь в подходящей для себя форме.

Видео: «Аскетические опыты». Т. 1. «О чтении святых Отцов». Игнатий Брянчанинов. https://www.youtube.com/watch?v=6iROccfcxcw&t=366s

Текст: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/6 Библиотека Святоотеческое наследие https://predanie.ru/rubric-page/svyatootecheskoe-nasledie/

 

 

18.10.2022

 

Основы православной веры.

Каноны, догматы и церковная жизнь.

Жизнь Церкви многогранна и церковное устройство сложно, поэтому необходима область знания, регламентирующая жизнь Церкви и жизнь христиан, как в дисциплинарно-правовой, так и в нравственной областях. Эта регламентация отражена в канонах Церкви https://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovnye . В отличие от догматов https://azbyka.ru/dogmaty, которые незыблемы и неизменны во времени, как Бог и Его Церковь, каноны могут учитывать историческую реальность. Поэтому современное их применение не всегда однозначное и остается на усмотрение Церкви. Подробнее читайте на портале Азбука веры «Каноны и церковная жизнь» прот. Владислав Цыпин. https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/kanony-i-tserkovnaja-zhizn/

 

14.10.2022

 

Основы православной веры. Иерархия христианских ценностей. Христианское учение всегда иерархично — в нем есть вещи главные, а есть второстепенные. Причем, второстепенные не значит «ненужные». Апостол Павел пишет, что всё в Церкви должно быть «благопристойно и чинно» (1 Кор.14:40). И в Церкви, в христианстве, всему есть своё место, есть должный порядок и чин, и когда этот чин соблюдается, тогда всё — от большого до малого — стоит на своём месте. Непонимание этого принципа приводит к большим ошибкам. Совершенно очевидно, что в христианстве самое главное — это Христос, наш Спаситель. Христианская жизнь призвана постоянно выстраиваться так, чтобы те её элементы, которые нас наиболее приближают к Богу, приобщают к Нему, были на первых и главных местах…

Смотрите лекцию игумена Пётра (Мещеринова) «Иерархия христианских ценностей» https://yandex.ru/video/preview/8777171018111192931 или читайте его статью https://k-istine.ru/base_faith/piety/peity_mescherinov-02.htm

 

11.10.2022

 

Основы православной веры. О поклоне на возгласе: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните». Во время литургии можно заметить, как на возглас: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» – часть постоянных прихожан склоняет головы, тем самым исповедуя себя людьми некрещеными. Однако после следующего возгласа: «Елицы оглашеннии, изыдите» – никто из них, разумеется, храм не покидает, выказывая тем самым явную непоследовательность. Понимают ли люди, о чем молятся? Возможно, это мелкое недоразумение, но оно настораживает, и оно показательно: прихожане годами не удосуживаются поинтересоваться, в чем смысл их действий и собственной молитвы. А ведь упомянутым возгласам предшествует ектиния «об оглашенных*», вполне разъясняющая суть дела: «Вернии, о оглашенных помолимся».

Подробнее читайте на портале Азбука веры https://azbyka.ru/poklon#o-poklone1

* Оглашенные – люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения.

 

07.10.2022

Основы православной веры.

О Священном Предании.

Священное Предание – это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения. Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, войти в Церковь. Задача христианина – стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.

Смотрите лекцию Игумена Петра (Мещеринова) — О Священном Предании https://www.youtube.com/watch?v=SnlS7l46OPg или читайте на портале Азбука веры https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_6

 

04.10.2022

 

Основы православной веры. Откровение Божие в Священном Писании. Откровение Божие  — это действие Божие на человека, влагающее в него истинные основы разумения и деятельности. Осуществляется в Церкви трояким образом: 1) когда Святой Дух воздействует на душу человека, прежде всего в таинствах Церкви, в молитве, или по особому Божию промыслу; 2) дано нам Богом в Священном Писании; и 3) через Священное Предание Церкви. Сегодня поговорим о главной книге христианства – Библии, она же называется Священным Писанием.

Смотрите лекцию Игумена Петра (Мещеринова) — О Священном Писании https://www.youtube.com/watch?v=uh5h9tmBIFE&list=PLQ3E76PWBM5lHMr3j3DFf6iBdZr2DONuT&index=6 или читайте на портале Азбука веры https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi#ch_0_5

 

30.09.2022

 

Основы православной веры. Как читать Библию? Чтение Библии составляет священную обязанность христианина, потому что заповедано Самим Богом. В Ветхом Завете, внушая иудеям важность закона откровенного и желая приблизить их к его познанию, Он повелел навязать и носить слова закона постоянно на челе и у сердца: «Да навяжеши я, – то есть, прикрепишь и повесишь, – на руку твою» (Втор. 6, 8). Псалмопевец говорит: «Слова Господни суть слова чистые, серебро очищенное, седмикратно переплавленное» (Пс. 11, 7). В Новом Завете Господь заповедует: «Испытайте Писания» (Ин. 5, 39). Апостол Павел пишет христианам: «Слово Христово да вселяется в вас богатно» (Кол. 3, 16); своему ученику Тимофею внушает: «Занимайся чтением» (1Тим. 4, 13), – и хвалит его за то, что он «с детства знает Священные Писания» (2Тим. 3, 15). https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chitat-bibliyu-sbornik/#0_5

 

27.09.2022

 

Основы православной веры. Об обязанности христианина знать свою веру. В «Катехизисе» святителя Филарета Московского дается определение: «Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами». То есть, чтобы считаться членом Церкви, требуется исполнение четырех ключевых моментов:

  1. Осознанное твердое исповедание Православной веры.
  2. Соблюдение (или старание соблюдать) заповедей Христовых — а их не десять, а великое множество, каждое высказывание или действие Спасителя — заповедь нам (хотя, как известно, все они сводятся к Любви к Богу и ближнему).
  3. Регулярное осознанное участие в Таинствах.
  4. Вероучительная подчиненность православному священноначалию, имеющему апостольское преемство.

Как видим из перечисленных пунктов, обо всем этом нужны знания, и не поверхностные: из уст в уста, а из достоверных источников.

Смотрите первую лекцию Игумена Петра (Мещеринова) — Об обязанности христианина знать свою веру https://www.youtube.com/watch?v=nQCAQq-xCig  или читайте на портале Азбука веры https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

 

23.09.2022

 

Основы православной веры. Молитвенные песнопения богослужений для заучивания. Можно долгие годы участвовать в церковных богослужениях, но так и не запомнить их молитвословия. Далеко не все люди способны учить тексты на слух. Эффективным методом запоминания может стать включение этих молитв в ежедневное молитвенное правило в течение месяца-двух. Рекомендуем попробовать на портале Азбука веры https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennye-pesnopeniya-bogosluzhenij.html Символ веры, Молитва Господня и др. смотрите на сайте прихода, в разделе Церковное пение //sevastija.cerkov.ru/cerkovnoe-penie/

Степень участия в богослужении обязательно повысится!

 

 

20.09.2022

 

Основы православной веры. О тишине в храме Спаситель грозно сказал, торгующим в храме, – «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мф.21:13) Домом молитвы… Вне этой молитвы, вне богослужения мы произносим в храме слова — достойно и скромно. Но, во время Молитвы… Священники, хор и чтецы молятся ко Господу — за нас. Но, наше сердце – молчит! Вместо него говорят уста. Мы мешаем ближнему, священнику, хору, чтецу! Мы оскорбляем Таинство Божие! Зловредие и бесовский разбой — на кончике языка! Не говори – я немощен и устал от молитвы. Да, немощен. Но если так – то молчи! Откуда в тебе силы – говорить, и чуть не вещать! Нет — это мы торгующие в храме… Торгующие ради наживы. Где мы получаем добычу — хладость, равнодушие, лень. — Мой Дом, – говорит Господь! А мы — гости, и осквернители Его! И совсем не боимся каменного жернова, который Господь уже повесил на нас. (Матф.18:6) Не видим над собою бича Божьего – наши болезни, немощи, и приступы врага. Еще немного, и опрокинет Господь «столы наши» – тела, и изгонит из Храма хладные души! Если уже не изгнал. Когда в Доме молитвы, мы — без молитвы…   Слово о тишине и внимании в церкви Мы ходим в церковь не для того только, чтобы побывать здесь, но чтобы вынести отсюда великую и духовную пользу (свт. Иоанн Златоуст). Шум и гнев в храме служат оскорблением предложенной Жертвы (свт. Иоанн Златоуст). Следуйте же в храме тихими шагами, в совершенном молчании. Никто не входи сюда с житейскими заботами, никто – с рассеянностью и смущением, но оставим все это за первыми дверями, и таким образом все войдем сюда. Мы входим в Царские Чертоги небесные, вступаем в светлые области, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн (свт. Иоанн Златоуст). Если царские грамоты прочитываются в театре, когда наступает полная тишина, то тем более в этом граде храме должны все утихнуть и стоять с напряженною душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа вернейшим образом укажет нам путь, и мы придем к самому Царскому Престолу и получим все блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа… (свт. Иоанн Златоуст). Мы часто собираем вас сюда <в храм> не для того, чтобы вы только приходили сюда, но для того, чтобы вы получили и какие-нибудь плоды от пребывания здесь. Если же вы будете выходить отсюда без всякого плода, то, хотя бы вы всегда ходили сюда, ваше хождение и присутствие ничего не будет значить (свт. Иоанн Златоуст). Вы и здесь в храме поступаете, как на торжище; и когда говорит Сам Бог, не только не слушаете слов Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих, нет – вы говорите и слушаете то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу и не перестану плакать! (свт. Иоанн Златоуст). Поистине не столько бесчестим мы церковь, когда заносим в нее навоз, сколько оскверняем ее тогда, когда разговариваем в ней друг с другом о барышах, о торговле, о корчемстве, о том, что совсем неприлично нам, тогда как нужно было бы здесь присутствовать ликам Ангелов, церковь делать небом, и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания (свт. Иоанн Златоуст). Не позволяется сказать в церкви даже слова близ стоящему, хотя бы кто встретил давно невиденного друга, по делается это вне, – и весьма справедливо. Церковь не цирюльня, не лавка с благовониями, не мастерская, подобная находящимся на торжище, но место Ангелов, место Архангелов, Царство Божие, самое небо. Если бы кто-нибудь отверз небо и ввел тебя в него, то ты не осмелился бы разговаривать, хотя бы увидел отца, хотя бы брата; так точно и здесь не должно говорить пи о чем другом, кроме предметов духовных, потому что и здесь небо. Если не веришь, то посмотри на эту Трапезу, вспомни, для кого и для чего она поставлена, подумай, Кто приходит сюда, и страшись даже прежде времени. Кто увидит только трон царя, тот возбуждается в душе своей, ожидая выхода царя; так точно и ты, еще прежде страшного времени, страшись и бодрствуй, и еще прежде, нежели увидишь поднятые завесы и предшествующий сонм Ангелов, возносись к самому небу (свт. Иоанн Златоуст). Ты не понимаешь того, что говорится и поется в храме? Молись же, чтобы тебе понять; или, лучше сказать, невозможно, чтобы ты не понимал всего, потому что многое само по себе понятно и ясно; или, лучше, хотя бы ты не понимал всего, и в таком случае следует молчать, чтобы не изгнать слушающих внимательно и чтобы Бог, видя твое молчание и благоговение, сделал неясное для тебя ясным. Но ты не можешь молчать? Тогда выйди вон, чтобы не причинять вреда другим. В церкви всегда должен быть слышим один голос, так как она есть одно тело (свт. Иоанн Златоуст). Храм есть жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие (свт. Иоанн Златоуст). Один скажет острое слово, и смех тотчас распространяется между сидящими; и к удивлению, даже во время самой молитвы многие не перестают смеяться; диавол всюду торжествует, всех связал, всеми обладает; Христос бесчестится и изгоняется; церковь ставится ни во что (свт. Иоанн Златоуст). Что нам сказать о тех, которые не в молчании предстоят, не участвуют в воспевании славословий, но разговаривают друг с другом, и нашу словесную службу Богу смешивают с какими-то праздными разговорами, и сами не слушают священные и боговдохновенные слова, и желающим слушать – мешают? Доколе, о, вы – такие люди! – будете хромать на оба колена, как сказал бы фесвитянин Илия, – желающие одновременно участвовать и в молитвах и в неблаговременных, земных разговорах и не исправляющие друг друга, как это подобало бы, но взаимно всячески губящие друг друга, лучше же сказать – сами друг другом уничтожаемые? Доколе не удержитесь вы от суетных слов, но дом молитвы будете делать домом торговли или вести страстные разговоры, дом, в котором произносятся и воспринимаются слухом словеса жизни вечной? Эту вечную жизнь мы, с нашей стороны, просим у Бога с непостыдной надеждой; а, со стороны Бога, она даруется тем, которые всей душою и всем помышлением молят о ней, – но не тем, которые даже, так сказать, и не полный язык подвигают к молитве. Ныне у нас, братие, жертва приносится не через огонь, как при Моисее, но словом совершается. Посему, в то время как огнем возносимая Богу жертва воспринималась, приносившие вне чуждый огонь, вместе с Кореем восставшие против Моисея, были сожжены священным огнем, возгоревшимся против них (см.: Числа). Разговоры в храме — это: показатель плохого воспитания; причина рассеянной молитвы и отвлечения других; неблагоговейное отношение к святому месту и оскорбление Бога. Многие скорби посылаются разговаривающим в храме. (прп. Амвросий Оптинский) Посему отложи из сердца всякое житейское попечение, и весь соберись… сам в себя. Ибо мало пользы, если телом ты здесь, а сердце твое занято земным сокровищем (свт. Василий Великий). Шум и гнев в храме служат оскорблением предложенной Жертвы (свт. Иоанн Златоуст). Вы и здесь в храме поступаете, как на торжище; и когда говорит Сам Бог, не только не слушаете слов Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих, нет — вы говорите и слушаете то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу и не перестану плакать! (свт. Иоанн Златоуст). Разговоры в храме — показатель нашей духовной черствости и человеческой невоспитанности. «Приходской катехизатор». Вып. 28.

 

16.09.2022

 

Основы православной веры.

О недопустимости земных поклонов в дни воскресные и великих праздников.

Не положены земные поклоны в дни воскресные (20‑е правило 1‑го и 90‑е правило 6‑го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения. Типикон: “[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]”. Гл. 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. (Типикон. М.: Изд. совет РПЦ, 2002. — С. 25.) В дни воскресные и великих праздников стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. *** «Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!» свт. Афанасий (Сахаров).

Подробнее о поклонах читайте на портале Азбука веры https://azbyka.ru/poklon

 

13.09.2022

 

Основы православной веры. Вера Церкви В сознании большинства современных людей слово «вера» обладает вполне конкретным значением: верить – значит безоговорочно принимать какие-либо принципы и положения, присоединяться к той или иной системе взглядов, по сути своей недоказуемой… https://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannaras/vera-tserkvi/#0_9

 

 

 

 

 

 

06.09.2022

 

Основы православной веры. Заметка по лексике современного русского языка для православных христиан. Как сказать правильно? 1. Спаси тебя (вас) Господь 2. Спаси тебя (вас) Господи! Повсеместно принятый обычай личного благодарения словами: Спаси Господи, не верный — обращаясь к человеку, правильнее говорить: Спаси Господь. Вспомним школьные правила: Спаси 1) тебя, 2) Господи. Тебя (или Вас) — личное местоимение 2 лица, то есть обращение от первого лица к участнику диалога, Господи — звательный падеж, то есть прямое обращение к Господу. Сказать: «Спаси нас, Господи!» — это обращения к Богу и только. Сказать: «Спаси тебя Господь», — это — пожелание собеседнику. Примерно то-же, что и «Пусть тебя спасет Господь».

Проверь себя — Тест: Церковный этикет: https://azbyka.ru/test/cerkovnyj-jetiket

 

02.09.2022

 

Основы православной веры. Смысл жизни: один верный и 7 ложных. К сожалению, большинство людей серьёзно задумывается о цели жизни лишь из-за личного кризиса или мировоззренческого тупика, когда поставленная цель была достигнута, но стало ясно, что она оказалось тщетной, временной и не принесла всеобъемлющего счастья. Зададимся вопросом о том, как верно определить смысл своей жизни… https://azbyka.ru/otechnik/chtec_Kirill/smysl-zhizni-odin-vernyj-i-7-lozhnyh/

 

 

 

 

 

30.08.2022

 

Основы православной веры. Недавно к редактору нашего портала подошёл знакомый и сказал: «Я теперь живу рядом с храмом и начал задумываться…, — тут он поднял глаза к небу, — что мне нужно делать?». Эта статья появилась как ответ на его вопрос. протоиерей Дионисий Свечников «Восемь шагов новоначального христианина» https://azbyka.ru/vosem-shagov-novonachalnogo-hristianina

 

 

 

 

 

 

25.08.2022

 

Основы православной веры. Проверь насколько ты православный (квиз составлен священником Александром Пермяковым). https://azbyka.ru/quiz/na-skolko-procentov-ty-pravoslavnyj/